суббота, 4 апреля 2020 г.

Орфоэпические нормы русского языка

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Нормы ударения
Во многих языках мира постановка ударения не вызывает трудностей, так как оно зафиксировано на определенном слоге. В русском и дагестанских языках ударение разноместное и подвижное. Разноместность означает, что ударение может падать на любой слог: на первый - вы'игрыш, на второй – посо'бие, на третий – уравне'ние и т.д.; подвижно потому, что при изменении слова меняется и место ударения в слове: дире'ктор – директора'.
И очень часто мы задумываемся над тем, как правильно произнести то или иное слово: гене'зис или ге'незис, наме'рение или намере'ние, зво'нит или звони'т. Но в русском языке есть определенные нормы, в том числе и нормы правильного ударения. И чтобы каждый раз, засомневавшись в постановке ударения, вы не обращались к словарю, запомните основные правила постановки ударения (приводим те случаи, в которых допускается наибольшее количество ошибок):
1. В именах прилагательных (больше всего ошибок допускается в кратких формах и сравнительной степени):
а) если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего и мужского рода – ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: за'нятый – занята', за'нят, за'нято;
б) в большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: ве'рны – верны', бли'зки – близки', но всегда: легки', пра'вы;
в) если в краткой форме женского рода ударение на основе, то и в сравнительной степени – на основе: краси'ва – краси'вее;
г) если в краткой форме женского рода ударение на окончании, то в сравнительной степени – на суффиксе: стройна' – стройне'е, светла' – светле'е.
2. В именах существительных:
а) очень часто неверно переносят ударение при изменении слова с основы на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение: клад – кла'ды (не клады'), торт – то'рты, то'ртов (не торты', торто'в);
б) ошибки допускают и в существительных, имеющих неподвижное ударение на окончании (если в им. п. нулевое окончание, ударение падает на основу): графа' – графы', графо'й;
 в) в некоторых односложных существительных 3-го склонения при употреблении с предлогами в и на нужно ставить ударение на окончание
(не на основу): в груди', в кости', в степи', на цепи';
г) существительные 3-го склонения в родительном падеже множественного числа имеют ударение то на основе, то на окончании: ра'достей, при'былей, возвы'шенностей; но ветве'й, горсте'й, должносте'й, областе'й, степене'й.
3. В глаголах:
а) допускают неправильную постановку ударения на основе слова, а не на его окончании, как должно быть в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: лгала' (но не: лга'ла), слыла' (не слы'ла).
Таких глаголов много, свыше 200: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать и др., в том числе и производные от этих глаголов.
Запомните, что в таких глаголах только приставка вы- является ударной: брала', но вы'брала, пила', но вы'пила.
В этих глаголах ударение в прошедшем времени единственного числа мужского и среднего рода множественного числа совпадает с ударением в неопределенной форме: рвал, рва'ло – рвать; снял, сня'ло – снять.
(Примечание: возвратный суффикс -ся меняет ударение в глаголах множественного числа, а иногда и в глаголах среднего рода единственного числа: рвало'сь, начало'сь, рвали'сь, начали'сь).
б) в глаголах на –ировать выделяют две группы:
· с ударением на и: баллоти'роваться, блоки'ровать, гаранти'ровать, дебати'ровать, маневри'ровать, форси'ровать и др.;
· с ударением на а: бомбардирова'ть, гравирова'ть, группирова'ть, премирова'ть, формирова'ть и др.
Как отмечалось выше, в литературном языке могут быть варианты нормы. Это верно и по отношению к нормам ударения.
Варианты могут быть равноправными: ро'здал и разда'л, хо'лодны и холодны', инду'стрия и индустри'я, или неравноправными: добы'ча (лит.) и до'быча (спец.), а'томный (лит.) и ато'мный (спец.), ра'курс (лит.) и раку'рс (устар.).

Нормы произношения
1.     Определенную трудность вызывает различение [э] и [о] (на письме е и ё) после мягких согласных.
Запомните:
- произносим всегда [э] в словах: атлет, афера, бытие, забредший, соплеменник (одноплеменник), опека, отцветший и др.;
- произносим всегда [о]: затёкший, новорождённый, остриё, принёсший и др.
Но и здесь можно отметить варианты: белесый и белёсыйжелчь и жёлчь, поблекший и поблёкший.
2.     Ошибки наблюдаются в произношении сочетания чн, которое в большинстве случаев произносится в соответствии с написанием: бесконечный, прочный, типичный и др. Только в немногих словах сохраняется произношение [шн] на месте чнгорчичник, конечно, скучно, подсвечник, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник и др.  Произносится [шн] на месте чн в женских отчествах на -ичнаИльинична, Никитична, Саввична и др.
3.     Много речевых ошибок наблюдается при произношении двойных согласных в иноязычных словах или морфемах. Такие согласные произносятся как долгий звук обычно в том случае, когда ударение падает на предшествующий слог, например:  гру[пп]а, ма[сс]а, ка[сс]а. Если ударение падает на последующий слог или двойной согласный находится на конце слова, то двойной согласный произносится как короткий звук, например: ди[ф]узия, дисти[л]яция, ко[м]ерческий, коло[с], гри[п], кла[с],
4.     Особую трудность вызывает произношение заимствованных слов:
а) в некоторых из них сохраняется не типичное для русского произношения [о] в безударной позиции: поэт, вето, сонет, оазис, Флобер и др.;
б) в большинстве других слов произносится [а] в безударной позиции: роман, концепция, Колорадо и др.;
в) в соответствии с законами русского произношения перед гласным е произносится мягкий согласный звук: вельвет, телефон, термин, дилемма; но зубные согласные т, д, з, с, н, р могут сохранять твердость перед еантенна, фонема, тест, асептика, интеграл, тенденция.
Твердое произношение согласных перед е сохраняется и во многих иностранных именах и фамилиях: Лафонтен, Вольтер, Шрёдер, Шопен, Гёте, Кеннеди. Кроме того, чем раньше слово заимствовано, тем вероятнее мягкое произношение согласных перед ему[з,]ей, [д,]екада, но ска[н]ер, мо[д]ем, прин[т]ер.
5.     В русском языке при стечении согласных в корне при произношении один из них выпадает (это сочетания стн, здн, лнц, вств и др.): че[сн]о – честно; по[зн]о – поздно и др.
6.     Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый звук  [шш]: ни[шш]ий - низший, вы[шш]ий - высший.
7.     Сочетания сж и зж произносятся как долгий твердый [жж]: ра[жж]ать – разжать, [жж]ечь – сжечь.

1 комментарий:

Трудности русской орфографии

С русской орфографией всегда надо держать ухо востро: чередования в корне, беглые гласные, непроизносимые согласные, паронимы — вот далеко н...