понедельник, 23 марта 2020 г.

Задания к теме "Функциональные стили речи"

Упражнение 1.
Выпишите обороты речи, подтверждающие научный стиль .
Созина Е.К. Теория символа и практика художественного анализа:
Учебное пособие по спецкурсу.- Екатеринбург, 1998.-128с.
В пособии рассматриваются различные теории символа 20 века: Вяч.
Иванова, П.Флоренского, отчасти Э.Кассиера, А.Лосева,
М.Мамардашвили, А.Пятигорского; устанавливается их связь с
традицией древнего магического символизма и христианской
экзегетикой. На примере анализа художественных произведений А.
Пушкина, Вяч. Иванова, И.Бунина, Ф.Достоевского и др.
предпринимается попытка определить принципы подхода к
символизму в искусстве.
620083, Екатеринбург, пр. Ленина, д.51, УрГУ, филологический
факультет, кафедра русской литературы и фольклора. Созина Е.К.

Упражнение 2.
Как назвать стиль текста, определив сферу его функционирования,
цель и языковые средства? 
К 100-летию со дня рождения Осипа Мандельштама грузинское
издательство «Мерани» выпустило удачно составленный, на мой
взгляд, поэтический сборник.
Тянется лесом дороженька пыльная,
Тихо и пусто вокруг.
Родина, выплакав слезы обильные,
Спит, и во сне, как рабыня бессильная,
Ждет неизведанных мук.
Уже в них слышна неповторимая мандельштамовская интонация,
которая с годами совершенствовалась и развивалась. И далее - стихи
1908-1918, 1919-1925, 1930-1937 г. В этой хронологии скрыта,
пожалуй ужасающая закономерность которая неотвратимо вела к
развязке трагедии художника униженного, репрессированного,
погубленного. А реабилитированного - лишь посмертно. Потому
трагическое звучание многих стихов глубоко символично (из
журнала).

Упражнение 3.
Назовите стиль текста, доказав это типичными средствами языка,
использованными в нем.
«Синичка»
Нет более унылой, тоску нагоняющей реки, чем северная мутная Обь с
ее низкими, однообразными берегами.
Но вот на кисельной воде Оби сверкнула искорка, лучше сказать поранешному зга, и стала разгораться, заполнять собою пространство,
приближаться. Беленькая-беленькая, маленькая-маленькая, словно
игрушечная, баржа-наливайка встретилась нам на реке, проскользнула
вдаль, махнув нам по левому борту белым флажком.
Название баржи - «Синичка»
И все осветилось вокруг ясным светом, все заиграло, запело, и Обь
потекла быстрее, и солнечные пятна заиграли на воде, пронзили
солнцем высокие, на бамбук похожие тальники по берегам.
Заспанный капитан нашего катера засуетился, велел подымать якорь -
и мы поспешно двинулись на грузном судне вослед за легкой, веселой
«Синичкой».
(В.Астафьев)

Упражнение 4.
Каков стиль этого текста?
Выпишите языковые средства, типичные для другого стиля ,
включенные в этот текст.
Благословенны завтраки в ташкентской чайхане! Вот входит в нее
водитель асфальтового катка. Часы показывают десять, но для него это
уже аристократический второй завтрак; каток тарахтел с рассвета, и
когда водитель нагибается к водопроводному крану сполоснуть лицо,
видно, что рубашка его темна от пота. Он скрывается в полумраке
зимнего отделения, там, где у медных самоваров ковыляет одноногий
чайханщик, и снова появляется на свет, но уже с чайником в одной
руке и подносом в другой, а на подносе темная лепешка и белые-белые
куски рафинада. Какое-то мгновение он стоит, выбирая местечко, и на
лице его написана веселая готовность вступить в разговор с соседом.
Но он не торопится, потому что тон задают в ней старики, которым уже
некуда торопиться (из журнала).

Упражнение 5.
Какому стилю речи принадлежит текст?
Напишите вариант в официально-деловом стиле, выбрав вид
документа:отчет, письмо-приглашение, объявление и т.д.)
25 ноября закончил работу трехдневный российско-шведский семинар,
посвященный проблеме переподготовки кадров и развитию
международного туризма в Новгородском регионе. В числе гостей
были представители университетов из городов Стокгольм, Гетеборг,
Липчепинг. Возглавил делегацию атташе по культуре посольства
Швеции в Москве г-н Ю. Эберг. С российской стороны в семинаре
принимали участие представители Нов ГУ, областной и городской
администрации, областного и городского центров занятости,
туристических организаций города.
Сообщения российских и шведских участников вызвали взаимный
интерес. В ходе выступлений прозвучали предложения о дальнейшем
сотрудничестве в области подготовки менеджеров для туризма в
России, на базе Нов ГУ с привлечением специалистов из Швеции, об
обмене учебными планами и рабочими программами по таким
специальностям и дисциплинам, как менеджмент, экология, туризм в
различных аспектах, об участии НовГУ в Ярмарке туризма в
Гетеборге весной будущего года.
Достигнута договоренность о недельном повышении квалификации
десяти учителей истории из Швеции в Институте непрерывного
педагогического образования НовГУ (из газеты).

Упражнение 6.
Найдите в тексте черты публицистического и художественного
стиля.
Ташкент сохранил от прошлого мало. Две тысячи лет он был глиняным
городом; он размывался водой, развеивался ветром и строился вновь из
той же глины. Каждое столетие он умирал, превращаясь в тонкий пласт
почвы, умирал легко и прилежно, как умирают деревенские старики в
фильмах Довженко - под стук падающих в саду яблок. Город уходил в
небытие, не оставив ни башен, ни брусчатки средневековых мостовых
,- очевидно, истории безразлично, на какой сцене разыгрывается ее
действие - каменной или глиняной. Хроника Ташкента спрессована, и,
чтобы разобраться в ней, археологи закладывают шурфы. В этих
колодцах персиковая косточка восьмого века лежит на сорок
сантиметров ниже украшенного бриллиантами кинжала семнадцатого
века; неглубокий ташкентский метрополитен, в сущности, проложен
вдоль городской истории.
Мне повезло. Несколько лет я прожил в чреве Ташкента. Мы с матерью
переселились в дом Рахима-ака, нам выделили одну комнату, а всего в
доме их было две, разделенных крошечным коридорчиком. И вот я
оказался в лоне узбекской семьи, я был принят в нее. Я был мальчиком
Рахима и вместе с ним ел шавлю, в которой плавал вышибавший пот
красный стручковый перец (из журнала).

Упражнение 7.
Выпишите типичные обороты публицистического стиля, а также
просторечные выражения.
Передайте содержание в разговорном стиле в виде диалога.
Береженого киоскер бережет
Обновка
Появление овального павильона на автобусной остановке возле
университета отметили все. Как сообщил первый зам. Главы городской
администрации Михаил Скибарь, стоит такой «кристал палас» 60
миллионов.
Более чем прилично, если учесть, что 20 миллионов стоит троллейбус.
Впрочем, с пуском троллейбусной линии новинка связана слабо: такой
же павильон будет установлен и возле универмага «Русь», мимо
которого пока «рогатый» не идет. Город вообще начинает
благоустраивать остановки. Там и сям в ближайшее время пустят корни
павильончики подешевле - по 35 миллионов штучка. В этих
восьмиграннниках будет оргстекла поменьше, алюминия побольше.
Кстати, М. Скибарь подтвердил, что при большом желании разбить
стекло труда не составит. Впрочем, тревогу вызывают и возможные
попытки заклеить красоту объявлениями о продаже телки или о
репетиторстве. Просьба: будьте благоразумны, не дырявьте бюджет
города.
Впрочем, в ближайшее время о сохранности обновок будет кому
позаботиться. Решено сдавать их в аренду под киоски. Тем, у кого
чешутся руки ,арендаторы их так почешут… На павильоне возле
НовГУ, например, уже претендует фирма «Рогалик-М».
Изготовлены павильоны на питерском заводе алюминиевых
конструкций. Ожидается продолжение сотрудничества с питерцами :
городским властям приглянулись легкие и изящные конструкции,
которые, будучи прилажены, например, к глухой стене дома, станут
каркасом кафе (из газеты).

Упражнение 8. 
Подберите 3-4 аргумента к следующим тезисам.
1. Алкоголь сокращает жизнь. 2. Все должны заниматься спортом. 3. Дети должны использовать опыт и знания родителей. 4. Каждый должен уметь водить машину. 5. Отдыхать надо в России. 6. Хорошо учиться необходимо для будущего. 7. Мобильный телефон нужен каждому.

Упражнение 9. 
Аргументируйте следующие тезисы с помощью приема «Ссылайтесь на авторитеты». Воспользуйтесь сборниками цитат и афоризмов.
1. Учеба – основа всей дальнейшей жизни человека. 2. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков мира. 3. Вежливость – важнейшее качество современного человека, помогающее ему установить хорошие отношения с окружающими.

Упражнение 10.  
Подготовьте рекламу предмета «Русский язык и культура речи».
Расскажите об этом предмете: почему он вам нравится, что он дает в жизни, что вы изучили, будете изучать; почему его нужно изучать на вашем факультете; призовите всех изучать этот предмет.

Упражнение 11.
 Образуйте глагольные словосочетания официально-делового стиля (ОДС) с данными ниже словами.
Соглашение, приказ, отчет, письмо, повестка, подпись, постановление,  проект, протокол, расписка, решение, справка, счет, санкции, претензия, благодарность, виза, выговор, договор, документ, заявка, иск.

------------------------------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Трудности русской орфографии

С русской орфографией всегда надо держать ухо востро: чередования в корне, беглые гласные, непроизносимые согласные, паронимы — вот далеко н...