Все документы, обращающиеся на предприятии, в организации, классифицируют по следующим признакам:
• видам деятельности (назначению): научно-технические, конструкторские, технологические, проектно-сметные, нормативные, организационно-распорядительные, учебно-методические, плановые, расчетно-финансовые, отчетно-статистические, по личному составу и др.;
• наименованию: чертежи, схемы, графики, карты, приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, анкеты, стандарты, доверенности, исковые заявления, авторские свидетельства и т.д.;
• способу фиксации информации: письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных ЭВМ), графические и фото кино документы;
• месту составления:
для решения внешних и внутренних вопросов.
Внешняя документация в свою очередь
делится на входящую и исходящую
корреспонденцию;
• степени сложности:
простые и сложные.
Простые – это документы, в которых
рассматривается один вопрос, в сложных
рассматривается несколько вопросов;
• степени гласности: открытые и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности (совершенно секретные, секретные и др.), документы для служебного пользования (ДСП), с грифом «конфиденциально»;
• юридической силе: подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом;
• срокам исполнения: срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроком исполнения, установленным законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно»;
• стадиям подготовки:
черновик - документ, подготовленный для дальнейшего оформления, выполненный, как правило, от руки;
подлинник - единственный экземпляр документа, оформленный и подписанный с черновика в соответствии с установленными требованиями. С подлинника могут быть изготовлены копии, выписки из документа и дубликат подлинника;
копия - идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника;
выписка из документа - заверенная часть
текста подлинника;
дубликат - второй экземпляр документа, имеющий одинаковую силу с подлинником;
• происхождению: служебные (подготовленные в организациях) и личные (письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб);
• срокам хранения: постоянного и временного хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет;
• степени обязательности: информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы;
• степени унификации:
индивидуальные документы по содержанию
являются специфическими, носящими характер разового документа;
типовыми являются документы,
рассчитанные на изложение однородных процессов и явлений;
трафаретные документы имеют заранее
напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном
оформлении в зависимости от конкретной ситуации. Эти документы являются шагом к
их формализации и кодированию с последующим вводом в ЭВМ;
анкета - способ представления
унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в
левой части листа, строками друг под другом, а переменная вносится в документ в
правую часть листа. Таким образом, анкета является следующим уровнем формализации текста;
таблица. Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, график отпусков и другие документы;
примерные документы носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии;
• характеру содержания
документы бывают первичные и вторичные.
Первичный документ содержит исходную
информацию, которая суммируется, обобщается во вторичных документах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий