среда, 4 ноября 2020 г.

Роды и виды красноречия

 .В Древней Греции основными видами красноречия считались политическая, или совещательная речь, судебная, торжественная, или эпидейктическая. Кроме них выделялось ещё «надгробное слово», посвященное памяти заслуженных людей, поэтому его произносить поручали лишь выдающимся ораторам. Но, как показывает история древнегреческой риторики, наиболее широкое распространение получили политическая и судебная речи.

Цицерон в труде «Об ораторе» писал, что «существуют три рода красноречия», и связывал их с типами самих ораторов. Какие же это роды? Прежде всего «ораторы величавые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражения, решительные, разнообразные, неистощимые, могучие». Другой род – это «ораторы сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие». Между этими 2 группами, утверждал Цицерон, есть ещё один род – «средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону».

Цицерон подробно анализировал особенности каждого из трех родов ораторов. Любопытна мысль Цицерона о том, что «наилучший оратор тот, который своим словом научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю, производить впечатление необходимо». Недостатки: игнорируется объект и предмет красноречия, согласно Цицерону, не предмет и тема публичной речи определяет ее характер, а сама манера речи.

Интересные соображения о классификации видов ораторского искусства высказаны в труде выдающегося армянского философа 6 в. Давида Анахта (Непобедимого) «Определения философии». Ораторское искусство он рассматривает как важный способ познания, как определенный вид искусства. Ораторское искусство, являясь родом, делится на три вида: судебное, полемически-рассудочное, торжественно-праздничное. Интересна и попытка Давида Анахта, дать некоторые временные характеристики видам красноречия. По его мнению, полемически-рассудочное ораторское искусство относится к будущему времени, так как когда кто-нибудь делится своими мыслями с кем-либо, то он думает о грядущем. А судебное относится к прошедшему времени, ибо всех, кого осуждает, оно осуждает за то, что уже совершено. Торжественно-праздничное же относится к настоящему, ибо имеет целью поднять настроение присутствующих». Не останавливаясь на других фактах античной и позднейшей классификации ораторского искусства, нужно отметить ее положительное значение. Попытки познать не только социально-организующую, но и другие функции красноречия, разобраться в его особенностях, его видах положили начало теории риторики.

2. Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Чтобы избежать их по возможности, здесь в качестве критерия берется сфера социальной деятельности говорящих (и воспринимающих речь) лиц. К концу XX века мы располагаем 10 видами речи, признаваемыми большинством специалистов.

  1. Речи политические – пропаганда, агитация, политические
    дискуссии, позиции и призывы, речи лидеров на совещаниях, жанры СМИ и
    пр.
  2. Дипломатическое общение – дипломатический речевой этикет с его
    обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридически
    строгих документов, умение находить выход в сложных ситуациях.
  3. Деловая речь (бизнес, хозяйственная деятельность) — деловые
    переговоры, деловые бумаги: акты, контракты, протоколы, доклады, отчеты.
  4. Военное красноречие – боевой призыв, воинские уставы, военные
    мемуары.
  5. Академическое красноречие – университетская лекция, семинары,
    доклады и рефераты студентов, конференции, защита дипломных проектов,
    конспектирование, диспуты и пр.
  6. Педагогическое общение – рассказ и объяснение учителя, устные
    рассказы детей, их письменные сочинения, детское литературное творчество,
    урок и пр.
  7. Правовая сфера, судебное красноречие – тексты законов, кодексы
    законов, допрос, свидетельские показания, юридические консультации, речи
    обвинения и защиты.
  8. Духовно-нравственное красноречие (на примере православия) –
    церковная проповедь, миссионерская деятельность, беседы с верующими,
    пастыря с прихожанами, исповедь, молитвы, курсы богословия в духовных
    академиях.
  9. Бытовое общение близких – дружеская беседа в непринужденных
    условиях, дружеские беседы на научные, политические темы,
    неофициальные деловые беседы, телефонные разговоры, дружеская
    переписка.
  10. Диалоги c самим собой (внутренняя речь) – мысленная подготовка к
    устному и, особенно, к письменному высказыванию, чтение «про себя»,
    воспоминания и размышления, внутренние споры со вторым «я», мечты,
    соображения.

Вряд ли нужно доказывать, что все эти виды высказываний, устных и письменных, нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общения, т.е. речи. Научное осмысление некоторых видов уже имеет свою многовековую историю, иные новы: например, последняя – культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок. Культура мысленной речи –залог успеха внешней, звучащей или написанной речи. Сравнительно недавно предметом риторики стала и бытовая речь. Возможно, что в дальнейшем будут выделены еще какие-то виды речи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания.

Политическое красноречие

Если говорить о политических речах, то они бывают информационные, осведомительные – это пропаганда, политпросвещение, убеждающие и призывные; побуждающие к действию – это агитация (например, предвыборная); дискуссионные, полемические, даже разоблачительные – это обсуждение спорных вопросов.

В политике широко используются средства массовой информации –массмедиа, радио, телепередачи, но в моменты обострения политической борьбы возрастает роль живого слова, импровизации – это выступления на митингах, демонстрациях. Диапазон тематики политических речей широк: борьба за власть, международные и межнациональные вопросы, экономические, нравственно-воспитательные, правовые, научно-образовательные, религиозно-конфессиональные проблемы, сложнейшие вопросы жизни и быта. В политическом красноречии обычно отмечается соблюдение языковой нормы, а нередко и использование средств изобразительности, афоризмов. Факты нарушения культуры речи подвергаются осмеянию, критике. Используются также средства «наглядной агитации»: лозунги, плакаты, различная символика. Речи политических ораторов нередко издаются и переиздаются в виде брошюр, книг.

Речь дипломата

Дипломатия – это тоже политика, но внешняя. Это деятельность государственных служащих, дипломатов, послов. Дипломатические функции выполняют и члены правительств, руководители крупных ведомств - всех тех, кому приходится иметь сношения с иностранными государствами. Естественно, что в дипломатии соблюдаются многочисленные требования, которые в меньшей степени относятся к другим областям речи.

Во-первых, речи дипломата отличаются высоким чувством достоинства, ведь он представляет свою страну. Дипломат умеет также оказать высокое почтение и своим собеседникам, также представляющим свою страну с ее традициями и амбициями. Успешному контакту содействует также соблюдение установленного, обычно – традиционного, этикета и церемониала.

Во-вторых, речь дипломата должна отражать его высокую образованность –

не только общую, но и отличное владение несколькими языками, глубокие познания в истории, культуре, географии, экономике, литературе – мировой и особенно той страны, с которой ведутся переговоры.

В-третьих, дипломат должен обладать быстрыми реакциями, понимать намек, ценить чужое остроумие. Наконец, дипломату нужна твердость своей позиции в защите интересов своей страны.

Академическое красноречие

К академическому красноречию относятся несколько видов: лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. В речах, относящихся к этому роду, сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты поисков, экспериментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям.

В России академическое красноречие зародилось в XVIII веке. Президент Российской Академии наук Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX век. Со 2 половины XIX века лекции уже читаются учеными для широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция. Одним из первых ученых, привлекших на свои вузовские лекции толпы слушателей, был Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета, специалист по истории средних веков. Известными лекторами были крупный русский филолог и историк литературы Ф.И. Буслаев, ученый-химик Д.И. Менделеев, физиолог Сеченов, историк Ключевский.

За прошедшие три века сложился определенный тип русского лектора, читающего как вузовские, так и научно-популярные лекции. Для него характерно - открытие нового в науке, стремление повернуть эти открытия лицом к человеку, умение изложить свои открытия доступно и увлекательно.

Разновидностью академического мастерства является педагогическое общение - в школе, в семье. Главное в таком общении – создание атмосферы близости, доверия, благоприятного эмоционального климата, артистизм учителя. Учителю, воспитателю необходимо безупречно владеть собой и языком, механизмами речи, оперативно ориентироваться в меняющихся условиях, не упускать основную цель, видеть перед собой не объект воздействия, а живую, более, того, – животрепещущую личность.

Военное красноречие

Этот вид красноречия смыкается, с одной стороны, с политическим, ибо политика и дипломатия предшествуют войне, с другой – с речью юридической, деловой, даже канцелярской. Последняя – в формулировках приказов, уставов, иной документации.

Военная тематика и стиль героического эпоса имеют богатую историю: это «Илиада» Гомера, «Сказание о Сигурде», «Песнь о Роланде», «Слово о полку Игореве». В Афинах прославился военный оратор Перикл – стратег. Своеобразная риторика сложилась в Спарте: Спартанцы ценили лаконизм и издевались над пространными речами афинян. Прославленными ораторами были: император Юлий Цезарь; в России – Петр Великий, Александр Суворов. Изречения Суворова были метки, афористичны, легко запоминались солдатами.

Специфика профессии военного – это четкость во всем, требовательность к себе и подчиненным, быстрота реакций. Все эти качества военного находят свое отражение и в военных повествованиях, призывах и командах, которые рождаются в экстремальных условиях.

Духовно-нравственное слово

Здесь речь пойдет об особенностях русского духовного красноречия, связанного с православными традициям. Очень высоки требования культуры речи, соблюдения нормы. Серьезное внимание уделяется постановке голоса, пению, интонациям, заучиванию на память огромного количества текстов и их выразительному чтению, а также готовности памяти в определенный момент «подать» нужные крылатые слова. Нравственное красноречие светского назначения обогащает людей духовно, пополняет богатства фразеологии и афористики. Вот несколько изречений: «Не позволяй твоему языку опережать твоей мысли», «Лучше учиться, ежели, не зная, учить».

Особое место в духовной жизни верующих принадлежит исповеди. Исповедь – это самораскрытие, раскаяние, покаяние, самоочищение через правдивое признание в злых поступках, намерениях. Значительна роль молитвы в нравственной, духовной жизни человека, даже если он не очень силен в вере. Тексты молитв складывались тысячелетиями, в них прекрасные слова и много мудрости. В молитве люди находят утешение в горе, страданиях.

Деловая речь

Хотя производственные, торговые и иные деловые отношения имели место и в прошлом, но соответствующие им формы общения - от случайных контактов до сложнейших споров между фирмами, концернами - получили развитие лишь в последние 3-4 столетия, особенно в последние десятилетия.

Кто они, носители быстро формирующейся системы общения? Как правило, это люди энергичные, способные принимать быстрые решения, имеющие опыт управления и общения. Но в начале 90-х годов высказывалось мнение о недостатках их образования и общей культуры. Однако во второй половине 90-х годов положение изменилось, теперь имеются сведения, что директора банков промышленных предприятий всерьез изучают языки, историю искусств, философию и риторику. Многие занимаются политикой. Важно также, что эти люди интересуются мастерством общения. Характеристика делового текста:

а) четкая целевая установка;

б) четкое определение предмета обсуждения;

в) указание участников делового контакта, даты, часа и места;

г) соблюдение юридических норм;

д) однозначность терминов и формулировок;

е) отказ от аллегорий, метафор, изобразительности, средств, жесткое соблюдение норм литературного языка, официально-делового стиля.

Судебные дискуссии

В России до 1864 года они не имели распространения. Происходит реформа, которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей. Суд стал местом публичных заседаний. Громкие судебные процессы привлекали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться в печати. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов. Это: Спасович, Арсеньев, Плевако, Жуковский, Кони. По мнению А.Ф. Кони, начиная со II половины XIX в. сложились определенные типы русского обвинителя и защитника. Судебная речь призвана оказать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан.

Судебная практика требует высокой точности терминов и даже обычных разговорных слов, не допускает смешивания паронимов: необходимо отличать зачинщика от подстрекателя, не смешивать премию с вознаграждением или заработком, аффект с эффектом.

Русские судебные ораторы обращались не только к разуму, но и к чувствам присяжных и судей. Советовали даже не скупиться на метафоры. Так, Сергеич (Пороховщиков) приводит пример из Цицерона: «рассудок говорит – закон требует»; «моя речь начинает седеть».

Мысленные монологи и диалоги

Традиционная риторика никогда не включала внутреннюю речь в круг своих понятий, особенно – собственно ораторских, и здесь она не обозначена как вид красноречия.



Но мысленный этап подготовки высказывания был в поле ее внимания. К формированию мысли привлекались законы и правила логики. Современная риторика расширяет свою сферу, распространяет ее практически на все виды речи, включая и внутреннюю, мысленную. Внутренняя речь тоже имеет свои виды, они функциональны:

1. мысленная подготовка предстоящего высказывания;

2. тихое чтение «про себя»;

3. мысленное решение задач разной степени сложности;

4. воспоминания и размышления со значительной долей элементов образного мышления;

5. созидательная, творческая деятельность, планирование своей деятельности;

6. внутренний диалог, обычно спор с реальным лицом или литературным героем;

7. внутренний диалог с самим собой, самоанализ, комплекс неполноценности, муки совести, обращение к Богу.

Бытовое общение

Платон и Аристотель уделили существенное внимание дружеской беседе как предмету риторики. Аристотель считал наличие хорошего друга главным компонентом счастья: беседа облагораживает людей, обогащает их, приносит радость. Но житейское общение далеко не исчерпывается беседами друзей. Это деловые переговоры, застольные речи, праздничное веселье, нравственно-назидательные советы и требования в семье, научные, политические споры, интимные объяснения. Эти речи чаще всего спонтанны, отражают сиюминутные настроения, чувства. В них отчетливо выявляется индивидуальность каждого субъекта. Здесь господствует диалог и часто бывает полилог как общение нескольких собеседников или даже многих.

Эмоциональный уровень в бытовом общении также может быть высок. Огромную роль играют невербальные средства общения, уместны умолчания, намеки, ссылки на события. Соблюдения литературной нормы наблюдаются не всегда, стили – от литературно-разговорного с элементами патетики до разговорно-бытового с элементами просторечия, диалектизмами, арготизмами.

Разговорная, бытовая речь представляет собой пространство активного применения правил культуры речи. Бытовое общение, на первый взгляд, дело частное, однако нельзя отрицать его социальной природы: она выражается в личных контактах не только в семье, но и за ее пределами. Бытовое общение мельчайшими нитями связывает, «цементирует» общество, оно формирует у каждого гибкость языкопользования, чувство юмора, выразительность речи, умение непринужденно держаться в обществе, смягчать напряженность в отношениях.


Роды и виды ораторского искусства

1.Ранние классификации красноречия.

2.Классификация видов красноречия.

1.В Древней Греции основными видами красноречия считались политическая, или совещательная речь, судебная, торжественная, или эпидейктическая. Кроме них выделялось ещё «надгробное слово», посвященное памяти заслуженных людей, поэтому его произносить поручали лишь выдающимся ораторам. Но, как показывает история древнегреческой риторики, наиболее широкое распространение получили политическая и судебная речи.

Цицерон в труде «Об ораторе» писал, что «существуют три рода красноречия», и связывал их с типами самих ораторов. Какие же это роды? Прежде всего «ораторы величавые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражения, решительные, разнообразные, неистощимые, могучие». Другой род – это «ораторы сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие». Между этими 2 группами, утверждал Цицерон, есть ещё один род – «средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону».

Цицерон подробно анализировал особенности каждого из трех родов ораторов. Любопытна мысль Цицерона о том, что «наилучший оратор тот, который своим словом научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю, производить впечатление необходимо». Недостатки: игнорируется объект и предмет красноречия, согласно Цицерону, не предмет и тема публичной речи определяет ее характер, а сама манера речи.

Интересные соображения о классификации видов ораторского искусства высказаны в труде выдающегося армянского философа 6 в. Давида Анахта (Непобедимого) «Определения философии». Ораторское искусство он рассматривает как важный способ познания, как определенный вид искусства. Ораторское искусство, являясь родом, делится на три вида: судебное, полемически-рассудочное, торжественно-праздничное. Интересна и попытка Давида Анахта, дать некоторые временные характеристики видам красноречия. По его мнению, полемически-рассудочное ораторское искусство относится к будущему времени, так как когда кто-нибудь делится своими мыслями с кем-либо, то он думает о грядущем. А судебное относится к прошедшему времени, ибо всех, кого осуждает, оно осуждает за то, что уже совершено. Торжественно-праздничное же относится к настоящему, ибо имеет целью поднять настроение присутствующих». Не останавливаясь на других фактах античной и позднейшей классификации ораторского искусства, нужно отметить ее положительное значение. Попытки познать не только социально-организующую, но и другие функции красноречия, разобраться в его особенностях, его видах положили начало теории риторики.

2. Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Современные методики и классификации родов и видов красноречия очень различны, так, например, есть классификации, которые делят все речи на эмоциональные и рациональные, на монологические и идеологические и т.д. Мы придерживаемся классификации, которую изложил в своем учебнике по риторике «Ораторское искусство» Г.З. Апресян. Он выделяет следующие основные роды красноречия: академическое, судебное, социально-политическое, социально-бытовое, церковно-богословское, или духовное. Рассмотрим каждый из данных родов красноречия и относящие к нему виды.

Академическое красноречие имеет свои корни в Древней Греции. Слово «академическая» произошло от названия местности недалеко от Афин, названной в честь олимпийского героя Академа. Именно это место, большой участок земли с фруктовым садом, и купил известный философ и оратор Платон. История этой покупки очень интересна: Платон по натуре был очень склочным, язвительным человеком. Однажды, выпив, он оскорбил племянника Тираны (Мера) – его судили и приговорили к продаже в рабство. Друзья великого философа сразу же собрали огромный по тем временам выкуп: 30 мил. (денеж. един.), но рабовладелец, узнав, что его раб является знаменитым Платоном, сразу же даровал ему свободу без выкупа. Друзья Платона все равно отдали собранные деньги философу. На эти деньги Платон и купил это местечко в Академе, построил небольшой дом, и вскоре туда стало приходить множество учеников со всей Греции, чтобы научиться говорить и послушать великого Платона. Целыми днями Платон в окружении своих учеников гулял по саду и вел свои знаменитые беседы. Вскоре образование, полученное в Академе, стало называться академическим и было синонимом элитарного лучшего образования.

К академическому красноречию относятся несколько видов: лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. В речах, относящихся к этому роду, сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты поисков, экспериментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям.

В России академическое красноречие зародилось в XVIII веке. Президент Российской Академии наук Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX век. Со 2 половины XIX века лекции уже читаются учеными для широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция. Одним из первых ученых, привлекших на свои вузовские лекции толпы слушателей, был Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета, специалист по истории средних веков. Известными лекторами были крупный русский филолог и историк литературы Ф.И. Буслаев, ученый-химик Д.И. Менделеев, физиолог Сеченов, историк Ключевский.

За прошедшие три века сложился определенный тип русского лектора, читающего как вузовские, так и научно-популярные лекции. Для него характерно – открытие нового в науке, стремление повернуть эти открытия лицом к человеку, умение изложить свои открытия доступно и увлекательно.

Судебное красноречие. Ломоносов в своем трактате о риторике, называя основные роды красноречия, написал, что судебное красноречие не имеет распространения в России. Действительно, суд в России вершил самолично судья в закрытом судебном заседании, так было вплоть до реформы 1864г. Происходит реформа, которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей. Суд стал местом публичных заседаний. Громкие судебные процессы привлекали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться в печати. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов. Это Спасович, Арсеньев, Плевако, Жуковский, Кони. По мнению А.Ф. Кони, начиная со II половины XIX в. сложились определенные типы русского обвинителя и защитника. Судебная речь призвана оказать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан.

Судебная практика требует высокой точности терминов и даже обычных разговорных слов, не допускает смешивания паронимов: необходимо отличать зачинщика от подстрекателя, не смешивать премию с вознаграждением или заработком, аффект с эффектом.

Русские судебные ораторы обращались не только к разуму, но и к чувствам присяжных и судей. Советовали даже не скупиться на метафоры. Так, Сергеич (Пороховщиков) приводит пример из Цицерона: «рассудок говорит – закон требует»; «моя речь начинает седеть».

Социально–политическое красноречие. Авторы риторики в России указывают, что политическое красноречие не имеет распространения в России, но в то же время приводят образцы блестящих речей Петра I, Суворова перед своими солдатами, но эти речи, действительно, были не многочисленны, хотя и ярки. Во II половине XVIII в. выделяется ряд талантливых дипломатов-ораторов. Это Потемкин и Минин. Особенное распространение политические речи получили в среде революционеров. Как яркие ораторы прославились Бакунин, Кропоткин, Плеханов. Школой политического красноречия в России стала Государственная Дума 1906-1917 гг. Именно в это время в Государственной Думе были представлены самые различные слои населения, а множество партий вело беспрестанную борьбу. Именно тогда в России зарождается парламентская речь. С яркими речами запомнились такие революционеры, как Ленин, Троцкий, Бухарин.

Митинговая речь рассчитана на большое количество людей, в том числе незнакомых оратору. В этом случае доминируют при­зывный, лозунговый стиль, демонстрация эмоций, которые оратор стремится передать публике. В зависимости от ситуации оратор может в разной степени повышать тон, выражая недовольство своими политическими противниками, опровергая все, что не нравится ему или группировке, которую он представляет. Собственная про­грамма действий подается в оптимистических тонах и оснащена броскими призывами. Речь на митинге не должна содержать глу­боких рассуждений, скрупулезных доказательств: собравшаяся толпа не будет им внимать и не поймет их. Рекомендуется исполь­зовать лозунги, рассчитанные на человека со средним уровнем интеллекта, отдельные разительные факты, привычные эмоцио­нальные выражения. В качестве примера приведем отрывок из пламенной речи, которую произносит адвокат Камилл Демулен в пьесе Р. Роллана «Четырнадцатое июля»:

«Свобода! Свобода! Она парит над нашими головами. Она увлекает меня в свой священный полет. Пусть она осенит нас своими крылами! Вперед к победе! Рабству приходит конец... Да, оно позади! Восстаньте! Обратим молнию против злодеев, которые вызвали ее! Во дворец! К королю!.. Смотрите на меня, притаившиеся шпионы! Это я, Камилл Демулен, призываю Париж к восстанию! Я не боюсь ничего! Что бы ни случилось, живым я не дамся! Я страшусь только одного — вновь увидеть Францию порабощенной. Но мы этого не допустим. Она будет свобод­ной, как и мы, или умрет вместе с нами... Братья! Мы будем свободны! Мы уже свободны! Каменным бастилиям противопоставим твердыню наших сердец, несокрушимую крепость свободы!..»

Парламентская речь, как видно из названия, звучит обычно в па­латах парламентов (например, в Госдуме), а также представительно-законодательных органов более низкого порядка. Существует две разновидности такой речи: речь типа доклада и речь — выступление в прениях. Особенности парламентской речи — выдвижение какого-то предложения общегосударственного, областного или городского значения и четко выраженный элемент совещательности, т. е. защита своей или отвержение чужой позиции не в митинговой манере (этого в парламентской речи не должно быть), а в стиле взвешен­ного рассмотрения проблемы, объективности оценок реального положения и перспектив общественной жизни. Однако все же в поли­тических речах типа парламентских по традиции еще со времен Демосфена и Цицерона присутствуют и страстность, и острота слога. Приведем отрывки из парламентских речей В. Гюго, кото­рый, как известно, был не только талантливым писателем, но и политическим деятелем, нередко выступавшим в Учредительном собрании Франции:

«Господа, я не принадлежу к тем, кто считает, что на этом свете можно уничтожить страдания. Страдание — Божий закон. Но я при­надлежу к тем, кто считает и утверждает, что можно уничтожить нищету. Заметьте, господа, я не сказал: уменьшить, ослабить, сокра­тить, ограничить, — я сказал: уничтожить. Нищета — это такая же болезнь на теле общества, как проказа была болезнью человеческого тела. Нищета может исчезнуть, как исчезла проказа. Уничтожить нищету! Да, это вполне возможно! Законодатели и правители должны неустанно думать об этом, так как до тех пор, пока в этой области не сделано все возможное, их долг остается не выполненным...

...Я не хочу опережать события и строить какие бы то ни было мучительные догадки о последствиях тех ошибок, которые вы уже начали совершать. Я останавливаюсь. Но я не могу не сказать, что ужас охватывает честных граждан, когда они видят, что правительство устремляется по наклонной плоскости вниз, прямо в пропасть! Я не могу не сказать, что мы уже не раз видели, как правительства спускались по наклонной плоскости, но никто еще никогда не видел правительства, которое сумело бы взобраться по ней обратно. Я не могу не сказать, что мы... по горло сыты глупостями, провокациями, реакцией, нелепостями, совершаемыми от чрезмерной ловкости, и безрассудствами от чрезмер­ной мудрости. Мы по горло сыты людьми, которые губят нас, прикиды­ваясь нашими спасителями. Я не могу не сказать, что мы не хотим больше революций. Я не могу не сказать, что тогда, как прогресс будет благотворен для всех, революции уже не будут благотворны ни для кого».

Социально-бытовая речь, или социально-бытовое красноречие. Социально-бытовое красноречие – это то, что древние греки называли торжественной или эпидейктической. К социально-бытовой речи мы относим тосты, юбилейные речи, приветственные речи, надгробные речи. Очень широкое распространение в России социально-бытовое красноречие получило в основном у народов Северного Кавказа, это связано с их давними традициями. Именно на Кавказе умение красноречиво говорить высоко ценилось всегда. Юбилейная речь, застольная речь (спич) – это социально-бытовые речи, которые произносятся на официальном собрании или во время застолья по случаю какого-либо юбилея, знамена­тельной даты, знаменательного события, большого праздника, дня рождения, свадьбы, защиты диссертации и др. Для таких речей характерны панегирические, прославляющие, хвалебные слова и выражения, лестные факты и оценки. Конечно, желательно использовать не банальные, а оригинальные выражения, вспом­нить или выявить малоизвестные, но важные факты.

Приведем фрагмент из книги А. Вьюркова «Рассказы о старой Москве»:

«Господа! – заговорил профессор. – Тише! Я поднимаю бокал за русскую науку, за Московский университет! Я ни разу не прошел мимо него, не обнажив головы. Московский университет охраняет нашу страну, как солнце. Он дал нам и всему миру замечательных людей. В области просвещения и культуры мы стали передовой страной. Кем зачитыва­ется Европа? Нашим Толстым и Достоевским. Кому принадлежит честь открытия электрического освещения и радио? Русским ученым. Кто первый изобрел паровую машину? Русский Ползунов... И все это пошло от первого рассадника просвещения — Московского университета. Много еще в нашем быту косности... сохранились и Тит Титычи, и Ноздревы, и Пришибеевы, но я верю, со временем изживутся и они, и поможет нам в этом наша дорогая альма-матер! Да здравствует страна талантли­вого народа и все ее культурные учреждения!»

Приветственная речь произносится на открытии конференций, форумов и других подобных мероприятий. Ее цель – продемонст­рировать радушие, гостеприимство, подчеркнуть важность меро­приятия, приветствовать участников, вдохновить их на творческое общение, создать им оптимистическое настроение. В связи с этим можно, например, упомянуть о том, что в конференции участвуют известные ученые, теоретики и практики, что ожидаются интересные доклады и сообщения, а в конце речи пожелать всем плодотворной работы.

Приведем пример приветственной речи на открытии междуна­родной конференции:

«Уважаемые коллеги!

Мы уже четвертый раз проводим научно-методическую конферен­цию, посвященную методике преподавания вузовских дисциплин.

В последние годы все больше и больше осознается насущная необхо­димость такого направления научной работы. Ведь многие десятилетия методика преподавания относилась только к школе, к среднему образо­ванию, позже – к преподаванию иностранных языков в вузе; и только в последнее время стало понятным, что преподавание в высших учебных заведениях всех учебных дисциплин тоже нуждается в своей методи­ческой науке, в научно обоснованной системе, в отборе и презентации содержания каждой дисциплины, в адекватных и рациональных методах, средствах обучения студентов – с учетом их возрастной психологии, полученной школьной подготовки, специальности и специализации.

Методика вузовского обучения, по существу, только зарождающаяся наука. Еще нет широко известных фундаментальных монографических исследований в данной сфере знаний – ни по общей методике, ни по частным методикам вузовского обучения. Сейчас лишь начальный этап создания всего этого, в который включились многие исследователи из разных вузов. Мы полагаем, что наш вуз – Московский государственный университет сервиса — в этом отношении находится совсем не на послед­нем месте.

На этой конференции уже есть что и есть кому сказать. Предпо­лагаются интересные доклады по проблемам применения инновационных технологий, непрерывно-преемственного образования, математического моделирования, психологических аспектов лингвистической подготовки, преподавания иностранных языков, правового образования, гуманитар­ной подготовки специалистов, дистантного обучения и др.

Интересные материалы прислали наши коллеги из ряда городов России, Украины. Нам приятно, что сделанное нами приглашение нашло достаточно широкий отклик.

Все кафедры нашего университета также представлены на конфе­ренции. Многие преподаватели уже давно и плодотворно работают над совершенствованием преподавания учебных курсов, над вопросами улуч­шения организации учебного процесса, подготовки современных специа­листов в различных сферах, связанных с сервисом, творчески изучая отечественный и зарубежный опыт, разрабатывая стратегию обуче­ния, основанную на современных научных подходах, ориентированную на нынешние социальные запросы и потребности, вырабатывая как целост­ную систему вузовского преподавания, так и ее отдельные участки, практически реализуя полученные теоретические наработки, накапливая ценный практический опыт. Мы представляем это все на суд широкой научной общественности.

Желаю всем участникам конференции плодотворной работы, успе­хов, надеюсь, что каждый из вас, слушая коллег, получит для себя что-то ценное, нужное и, в свою очередь, не оставаясь в долгу, поделится со всеми важными результатами своих исследований».

Производственная речь произносится перед коллегами на про­изводственных собраниях, деловых совещаниях, презентациях. Это может быть или запланированное выступление, или выступление в прениях экспромтом, или итоговое выступление ведущего (пред­седателя). Содержание такой речи должно соответствовать обсужда­емой проблеме: оратор излагает свою позицию, подчас анализируя и критикуя другие точки зрения или, наоборот, поддерживая их. Заключительная речь председателя собрания должна быть выдер­жана в деловых и конструктивных тонах. Обобщая все выступления, председатель должен стремиться оценить каждое из них, не обходя молчанием острые выступления и выступления инициативного характера. Он должен найти одобрительные и поощрительные слова для оценки одних речей и вежливые, дипломатичные выражения в случаях несогласия и неприятия других идей и предложений, стараясь мотивировать свою реакцию.

Главные особенности речи на презентации – приподнятость стиля, деловитость, рекламирование своего предприятия, его воз­можностей, достижений и др. Здесь уместны и радушные пригла­шения к сотрудничеству, и торжественные заверения, обещания. Речь на открытии совещания и речь на презентации можно подготовить заблаговременно, однако заключительную речь нужно составлять по ходу совещания.

Духовное красноречие – одно из древнейших, образцы духовного красноречия всегда сохранялись человечеством, как несущие в себе высокий смысл, как проповедующие высокие нравственные истины. В духовном красноречии мы выделяем проповедь или слово, которое преподносят с церковной кафедры, и речь официальную, которую адресуют официальным властям или самим служителям церкви на Руси. Духовное красноречие зарождается после принятия в 988 году христианства, именно с этого времени на Руси начинается активное усвоение духовных богатств, которые связаны с христианством. Особенно много духовной литературы пришло на Русь из Византии. Проповедники на Руси рассуждали не только на темы нравственности, не только давали свое понимание слова божьего, но и рассуждали о политическом устройстве Руси, о мировой политике. Очень долгое время передовые мысли преподносились именно проповедниками, которые, безусловно, были патриотами своей страны и людьми очень высокого образования, но на Руси имелись и свои особенности: так, например, в Киевской Руси зародилось дидактическое, или учительское красноречие, это красноречие специализировалось на моральном воспитании, в это же время на Руси в духовном красноречии выделялось торжественно-духовное красноречие, которое было посвящено знаменитым церковным датам или знаменательным государственным датам. Духовная наука на Руси, как и духовное красноречие, очень интересовалась всегда внутренним миром человека, психологией личности. Художественное красноречие в христианстве изучается специальной наукой гомилетикой в духовных семинариях. Гомилетика является одной из важнейших наук, потому что проповедовать слово Божье можно убедительно именно тогда, когда это проповедь красноречива.

Границы между родами красноречия, конечно же, подвижны, не изолированы друг от друга. Каждое время добавляет какие-то виды красноречия, но самым главным принципом классификации родов красноречия является функциональной принцип, лёгший в основу данной классификации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Трудности русской орфографии

С русской орфографией всегда надо держать ухо востро: чередования в корне, беглые гласные, непроизносимые согласные, паронимы — вот далеко н...