вторник, 12 мая 2020 г.

Задания по морфологическим нормам русского языка



      Задание 1. Определите семантические различия в словах, составьте с ними словосочетания.
Кондукторы – кондуктора, образы – образа, проводы – провода, тоны – тона, мехи – меха, цехи – цеха, корпусы – корпуса, лагери – лагеря, учители – учителя, цветы – цвета, счеты – счета, пропуски – пропуска, зубы – зубья, отпуски – отпуска.

    Задание 2. Образуйте от существительных форму родительного падежа множественного числа.
1.    Много (песня, басня, предание, миф, повесть); около (купальня, здание, небоскреб, коттедж, дача); находиться в одной(-ом) из (башня, офис, помещение); надо посадить больше (яблоня, черешня, вишня); купить пару (чулки, туфли, носки, ботинки, брюки); постройка (сушильня); купить несколько (килограммы) (яблоки, бананы, апельсины, помидоры, огурцы, баклажаны, макароны, вафли).
2.    Будни, нападки, дрязги, грабли, сумерки, сомнения, простыни, уши, солдаты, гости, листы, листья.

       Задание 3. Образуйте форму 3-го лица единственного числа от данных глаголов, определите спряжение. Если есть  варианты, объясните.
Капать, махать, сыпать, двигать, двигать, мяукать, полоскать, алкать, глодать, брызгать, клепать, клевать, роптать, рыскать, тыкать, страдать, измерять, щипать, кружить, метать.

        Задание 4. Составьте по два словосочетания, отметьте и объясните орфограммы. Различаются эти конструкции стилистически или семантически?

Образец: серебро +статуэтка: серебряная статуэтка, статуэтка из серебра.
Друг + помощь, мать + сердце, проезд + билет, музыка + звук, библиотека + книга, наука + язык, командир + приказ, завод + рабочий, Дагестан + умелец, озеро + город.

           Задание 5. Просклоняйте следующие словосочетания.
Полтора процента;  триста восемьдесят семь килограммов;
тысяча девятьсот седьмой год;   обе стороны улицы.

           Задание 6. Запишите словами следующие примеры, употребляя имена числительные в нужной падежной форме.
Произведение 856 и 78 равно 66768, сумма этих чисел равна 934, а разность 778. Частное от деления 87 456 на 38 равно примерно 2 302, сумма этих чисел равна 87494, а разность – 87 418.
Если с 279 сложить 311, получится 590, а если из 3978 вычесть 917, останется 3061. Произведение 67 и 146 равно 9782, сумма этих чисел равна 213. Частное от деления 2109 на 37 равно 57, сумма этих чисел равна 2146, а разность – 2072.

           Задание 7. Перепишите, раскрывая скобки и выбирая нужное числительное. Укажите возможные варианты
(Две, обе) студентки, (четыре, четверо) ножниц, (три, трое) мальчиков, (семь, семеро) суток, (шесть, шестеро) носков, (оба, два) берега, обратился к (сто сорока пяти – ста сорока пяти) депутатам, с (тысячей – тысячью) рублей в кармане, понимать (с полуслова – с полслова), противостоять (полутораста – полуторастам) противникам. 

            Задание 8. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения. С выделенными прилагательными составьте словосочетания. 

Образец: высокий – выше, более высокий, высочайший, самый высокий. 
Ловкий, тонкий, деловитый, командирский, горький, широкий, сухой, мелкий, плохой, дорогой, актуальный, крупный, злостный, бойкий, библиотечный.

Задание 9. Образуйте формы 1 лица единственного числа настоящего времени. Объясните, с чем связаны трудности при выполнении задания. 
 Твердить, будить, дерзить, чудить, побудить, лазить, ощутить, шелестеть, пылесосить, колесить, грезить, цедить, знобить, светать, роптать, выздороветь.

Задание 10.  Перепишите, исправляя морфологические ошибки. 
1) Детские спортивные лагери расположены в Светлогорске и Зеленоградске. 2) Рыцарские ордена - организации аристократов (рыцарей) в Западной Европе, созданные в период XIV-XV вв. 3) Необходимо удалить все тормоза, мешающие нашему движению вперед. 4) Война всегда приносит разрухи, насилия. 5) Надо сказать, что Всеволод всегда испытывал предубеждение перед женщинами. 6) Мы встретились в Останкино. 7) Мама с Надей рассматривает новые фотографии. 8) Студент попросил друга прочесть его стихотворения. 9) Из девятьсот восемьдесят двух участников соревнований иногородних всего триста сорок четыре человека. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Трудности русской орфографии

С русской орфографией всегда надо держать ухо востро: чередования в корне, беглые гласные, непроизносимые согласные, паронимы — вот далеко н...